Для чего нужно проверять фрагментацию ДНК сперматозоидов

Мировая статистика констатирует наличие бесплодия у 15% мужского населения Земли. Последние исследования показали, что в 30–45% случаев “виновником” отсутствия зачатия становится мужчина. Одна из причин мужского бесплодия кроется в таком диагнозе, как фрагментация ДНК сперматозоидов. Что приводит к проблеме, какой анализ показывает нарушения и есть ли способы лечения?

Что это такое?

Фрагментация ДНК сперматозоида представляет собой разрывы или повреждения генетической цепочки ДНК. Этот генетический материал располагается в головке сперматозоида. При недостаточности в хромосомах особых транспортных белков, целостность цепочки ДНК может нарушаться, что приводит к ее разрывам и повреждениям.

Чем сильнее разрыв, тем больше повреждение этой цепочки. А вероятность зачатия при этом стремительно снижается. Нормальная структура цепочки ДНК в сперматозоиде является гарантией правильной передачи генетического материала будущему плоду.

Важно! У мужчин, страдающих бесплодием около 30% сперматозоидов, содержат поврежденную ДНК. Тогда как у здоровых особей этот процент не превышает 10-14%.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФРАГМЕНТАЦИИ СПЕРМАТОЗОИДА

Что такое фрагментация ДНК сперматозоида и каковы её последствия?

Фрагментация ДНК сперматозоида, как понятно из самого названия, – это разрыв или повреждение цепочек сперматозоида.

Чем больше таких повреждений, тем ниже степень целостности генетического материала и меньше шансов наступления беременности.

Можно ли устранить эти повреждения ДНК?

В некоторых случаях яйцеклетка может устранить повреждения ДНК оплодотворившего её сперматозоида. Это будет зависеть от различных факторов:

• Тип повреждения ДНК.
  • Процент ДНК повреждённого сперматозоида.
  • Качество яйцеклетки, поскольку именно от него будет зависеть устранение повреждения ДНК сперматозоида. Этот показатель, как правило, связан с возрастом пациентки.

Возможны ли различные результаты анализов, взятых у одного и того же пациента в разное время?

Да, степень фрагментации ДНК может варьировать по результатам анализов, взятых с интервалом в одну или несколько недель.

Допустимое количество клеток с фрагментированной ДНК и превышение нормы

Эякулят здорового мужчины, как показывают тесты спермограммы, содержит небольшой процент поврежденных сперматозоидов, которые не влияют на его способность к оплодотворению женской яйцеклетки. Превышение этого индекса ведет к бесплодию. Для установление превышения нормы проводится исследование в виде спермограммы – анализа спермы, показывающего процентное содержание в ней поврежденных клеток:

• меньше 15% – возможно естественное зачатие;
  • 15–25% – возможно естественное или экстракорпоральное оплодотворение;
  • больше 30% – оплодотворение возможно только с помощью ЭКО;
  • более 50% – требуется введение сперматозоида непосредственно в цитоплазму ооцита (ИКСИ);
  • тест показывает превышение на 60% – показана процедура ИКСИ или использование донорской спермы.
Допустимое количество клеток с фрагментированной ДНК и превышение нормы

Внешние причины

Помимо внутренних причин, фрагментация ДНК клеток может происходить вследствие ряда внешних факторов. К ним можно причислить наличие некоторых заболеваний, протекающих в острой или хронической форме. Разрушение половых клеток может быть вызвано воспалением органов мочеполовой системы. Особенно это проявляется в тех случаях, когда какое-либо заболевание не было полностью вылечено.

Нередко причиной служит и такое распространенное среди мужчин заболевание, как варикоцеле. Обычно патологию легко обнаружить по расширению вен в яичках. Но более точный диагноз установит соответствующее обследование. Но кроме этого, причинами могут быть:

• высокая температура в течение достаточно длительного периода времени, при отсутствии явных признаков и симптомов;
  • наличие оксидативного стресса;
  • облучение рентгеновскими лучами;
  • прохождение курса химиотерапии;
  • вредные привычки.

Что касается последнего пункта, то фрагментация ДНК сперматозоидов случается из-за курения.

В настоящее время существует множество способов борьбы с этой вредной привычкой. И если есть желание растить детей, следует полностью отказаться от нее. И чем раньше, тем лучше!

Что такое фрагментация ДНК в сперматозоидах, какой анализ ее выявляет и как вылечиться

Фрагментация ДНК сперматозоидов – дефект содержащегося в ядре мужской половой клетки генетического материала. Это серьезная и сложно корректируемая патология.

При большом количестве таких сперматозоидов мужская сперма теряет фертильность (способность к оплодотворению). Даже современные методы искусственного оплодотворения (ЭКО и ИКСИ) зачастую оказываются бессильны.

Выявить фрагментацию ДНК можно при помощи специальных микробиологических исследований эякулята.

Общие сведения

Молекула ДНК, по сути, является генетической инструкцией. В ней закодирован путь развития и функционирования любого живого организма. В сперматозоиде ДНК упакованы в виде особого вещества – хроматина, которое находится в ядре (в средней части головки).

ДНК состоит из двух спирально свитых друг с другом нитей (полинуклеотидов), состоящих из звеньев (нуклеотидов).

Фрагментация – это ломка нитей, выпадение отдельных звеньев, вследствие чего нарушается генокод.

Подобные микроповреждения не всегда влияют на способность сперматозоида проникать в яйцеклетку, но за таким оплодотворением последует самопроизвольный аборт или патологии развития плода.

Сперматозоиды с фрагментацией ДНК могут повреждать яйцеклетку и при протоколе ЭКО. В результате она теряет функциональность, эмбрион не образуется, протокол оплодотворения оканчивается неудачно. Если уровень фрагментации ДНК невысок, то в некоторых случаях молодая и здоровая яйцеклетка может восстановить структуру цепочки.

Диагностика

Оценку фрагментации ДНК спермограмма не дает. С помощью этого анализа невозможно определить качество генетического материала, который несет сперматозоид.

Даже расширенная версия с морфологией по Крюгеру позволяет обнаружить лишь внешние патологии головки (сперматозоиды с поврежденной цепью ДНК внешне могут ничем не отличаться от нормальных). Согласно исследованиям (

com/science/article/pii/S1110569016300607)10% мужчин с совершенно нормальной спермограммой не могут иметь детей именно из-за фрагментации ДНК, но им диагностируют идиопатическое (без видимых причин) бесплодие.

Читайте подробнее: Что входит в расширенную спермограмму.

Тест на ДНК-фрагментацию позволяет парам выявить причину бесплодия и самопроизвольных абортов на ранних сроках. Анализ сперматозоидов на ДНК-фрагментацию перед ЭКО необходим для определения следующих параметров:

1. Частота оплодотворения яйцеклетки.
  2. Качество предимплантационного развития эмбрионов.
  3. Вероятность развития врожденных пороков плода и выкидышей на ранних сроках.