Задержка нервно психического развития у детей

На сегодняшний день имеется алгоритм динамического наблюдения за особенными детьми, которые ещё не достигли годовалого возраста. Разработан он был   сотрудниками РНПЦ «Мать и дитя» г. Минск в 2007 году.

Причины

В качестве причины задержки психического развития могут выступать:

  • Нарушения конституционального развития ребенка, из-за которых он начинает по своему физическому и психическому развитию отставать от сверстников — так называемый, гармонический инфантилизм.
  • Различные соматические заболевания (физически ослабленные дети).
  • Поражения центральной нервной системы (дети с минимальной мозговой дисфункцией). У таких детей происходит значительное снижение работоспособности, памяти и внимания, возникают проблемы с усвоением навыков чтения, письма, счета и речи, развиваются эмоциональные и личностные нарушения.

Нормальные этапы развития

Половое созревание начинается незаметно на гормональном уровне с увеличения в организме девочки мужских половых гормонов. Чаще всего это происходит в возрасте 10 лет, но нормой принято считать появление первых признаков созревания уже в 9 лет. Максимальный возраст, когда может начаться процесс – 14 лет. На него могут влиять следующие факторы:

  • генетические особенности;
  • характер питания;
  • состояние здоровья;
  • физические нагрузки.

Неполноценный рацион приводит к недостатку основных нутриентов и истощению, что может завершиться задержкой развития. Тяжелые патологии также отрицательно сказываются на работе нервной и эндокринной систем.

Появление вторичных половых признаков также должно происходить в определенной последовательности и с соблюдением временных промежутков. Первым появляется оволосение лобка, но у некоторых девочек этой стадии предшествуют первичные изменения молочных желез. Через год после начала госта груди наступает менархе – первое менструальное кровотечение. На установление регулярного цикла необходимо коло 1-1,5 года, но окончательное формирование овуляторного месячного цикла происходит только к 18-20 годам.

Взросление также определяется по результатам измерения костного возраста. Скачок роста в среднем происходит в 12 лет. Относительно времени наступления менархе – на 1,3 года после первой менструации. От момента менархе рост девочки увеличивается в среднем на 8-10 см, при этом, чем позже появились первые менструальные кровотечения, тем меньше потенциал роста.

Костный возраст определяют с помощью рентгенографии кистей рук. Когда он начинает соответствовать 15 годам, на 99% рост девочки прекращен.

Как устанавливается менструальный цикл у девочек-подростков, что считать нормой, а что нарушением? Об этом в нашей отдельной статье.

Видео: КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

На основании опыта установлено,   что   только небольшая часть (0,8—1,4%) лабораторных исследований помогает поставить диагноз причины нарушений роста у детей.

В настоящей главе нецелесообразно рассматривать все органические причины, вызывающие нарушения роста, и описывать необходимые при этом лабораторные анализы. К числу наиболее распространенных скрининг-тестов, не упоминавшихся выше, относятся: пробы функций щитовидной железы при нарушениях ее функций- рентгенограммы грудной клетки при хронических инфекциях, аномалиях или заболеваниях сердца- ЭКГ при патологии сердца- внутривенная пиелография при хронических инфекциях мочевыводящих путей или при аномалиях мочевыводящих путей- печеночные пробы при симптомах заболеваний печени- уровень кальция и фосфора при подозрении на рахит или заболевание паращитовидных желез- компьютерная томография черепа при наличии очаговой неврологической симптоматики- уровень иммуноглобулина в плазме при иммунодефицитных состояниях- СОЭ при воспалительных или коллагеновых заболеваниях- сахар крови натощак при наличии глюкозы в моче- определение рН стула, выявление восстанавливающих веществ или жира в стуле при нарушениях всасывания дисахаридов или жиров- исследование желудочно-кишечного тракта с барием при пороках развития, болезни Гиршпрунга или стеноза привратника.

Читайте также:  Как предотвратить сосудистую деменцию?

Виды задержки психического развития

В медицине есть несколько классификаций (отечественных и зарубежных) задержки психического развития у детей. Самые известные — М. С. Певзнер и Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, П. П. Ковалёва. Чаще всего в современной отечественной психологии пользуются классификацией К. С. Лебединской.

  1. Конституциональная ЗПР определяется наследственностью.
  2. Соматогенная ЗПР приобретается в результате перенесённого заболевания, которое повлияло на мозговые функции ребёнка: аллергия, хронические инфекции, дистрофия, дизентерия, стойкая астения и др.
  3. Психогенная ЗПР определяется социально-психологическим фактором: такие дети воспитываются в неблагоприятных условиях: однообразная среда, узкий круг общения, недостаток материнской любви, бедность эмоциональных отношений, обделённость.
  4. Церебрально-органическая ЗПР наблюдается в случае серьёзных, патологических отклонений в развитии мозга и определяется чаще всего осложнениями в период беременности (токсикоз, вирусные заболевания, асфиксия, алкоголизм или наркомания родителей, инфекции, родовые травмы и пр.).

Каждый из видов по данной классификации отличается не только причинами заболевания, но и симптоматикой и курсом лечения.

Лечение

После многочисленных диагностик, изучения анамнеза и впоследствии выявлении причин задержки, для пациента создается индивидуальный план лечения или так сказать постепенного развития до нормы в показателях.

Часто кроме логопедической помощи нужна и остеопатическое лечение. Это необходимо для лучшего кровообращения. Остеопат разрабатывает определенный курс массажа или назначает мануальную терапию. В странах на западе остеопат еще назначает новый метод лечения «Транскраниальную магнитную стимуляцию» сокращенно ТМС. Нейропсихолог отправляет на коррекцию. Это важно для дальнейшего формирования всех психических функций, которые оказывают огромное влияние на речевые процессы.

Такой комплексный подход оказывает благоприятное влияние на формирование речи, дает возможность полноценно улучшить работу всего организма в целом. Это надо для дальнейшего получения всех речевых навыков и для ускорения развития, а также формирования в целом.

Читайте также:  Важно знать: в чем опасность гнойного менингита у детей?