Встряхнуть мозг. Простой способ улучшить концентрацию и память

Пальчиковая гимнастика для мозга даёт возможность легче учиться и стимулирует детское развитие. Кроме того, она улучшает работу нервной системы и избавляет от стресса. Каждому ребёнку, особенно школьного возраста, стоит познакомиться с ней поближе. Кроме интересных упражнений для развития детей мы также подобрали комплекс занятий для взрослых — ведь с помощью таких упражнений можно облегчить реабилитацию людей после инсульта и травм.

Приемы сохранения памяти

  • Ассоциации

    Один из лучших способов, который часто проводится в форме игры. Они могут быть простыми и сложными. К простым входят ассоциации по цветам, схожести и смежности. К сложным — явления и вещи, которые не имеют одинаковых черт, но постоянно идут вместе.

  • Повторение

    Знакомый еще со школы метод по развитию запоминания. После прочитанного фрагмента текста, его нужно повторить, вспомнив как можно больше точных деталей.

  • Впечатление

    Если первое впечатление сильное и яркое, то процесс запоминания происходит значительно глубже. Опираясь на этот факт, такое впечатление можно усиливать, подкрепляя его новыми фактами и образами.

О рационе и спорте

Перед тем, как развивать память и внимание у ребенка, надо уделить время двум важным составляющим:

  • рациону питания;
  • спортивным занятиям.

В рацион обязательно стоит включить магний, жирные Омега кислоты, витамины группы В. Положительно влияет на умственное развитие йод. Недостаток йода приводит к утомляемости, отсутствию активности, снижению успеваемости. Среди полезных для мозга продуктов – рыба, морепродукты, цельнозерновые, авокадо, тропические фрукты, брокколи, оливковое масло, зеленый чай, темный шоколад. Когда рацион оптимизирован, стоит обратить внимание на физическую активность. Как ребенку укрепить память, если он мало двигается? Если интенсивные занятия спортом противопоказаны врачом, то стоит хотя бы устраивать вечерние прогулки на свежем воздухе.

Чем интересны пальцовки для развития мозга и улучшения памяти

Используя определённые упражнения по несколько минут в день, уже в короткое время можно добиться заметных результатов – повысить навыки коммуникации, организации и концентрации. Таким образом, ребёнку станет легче учиться и быстрее осваивать всё новое.

Особенно пальчиковая гимнастика полезна в рамках начальной школы. Научить, заинтересовать, увлечь и развлечь. И всё это надо сделать в рамках урока. Быть педагогом сложно, а учителем младших классов – тем более. Ведь, чтобы удержать внимание школьников младших классов, надо менять деятельность каждые 5-10 минут. В противном случае дети устают, перестают воспринимать информацию и им просто становится скучно.

Чтобы урок был динамичным, специалисты рекомендуют в течение занятий чередовать учебную деятельность с физкультминутками. В пределах класса как нельзя лучше подойдут пальчиковые игры. Особенно музыкальные пальчиковые игры для детей – это прекрасная возможность развлекаться с пользой.

Они представляют собой инсценировку придуманных рифмованных сказок или историй, которые разыгрываются при помощи пальцев. Это не новый метод, такие игровые формы обучения появились очень давно, но не теряют своей актуальности. Ведь нервные окончания рук оказывают воздействие на детский мозг, в результате чего активизируется и обостряется умственная деятельность. Особенно актуальна пальчиковая гимнастика в первом классе.

Такие игры и упражнения способствуют формированию визуального внимания, фантазии, памяти, воображения, навыка коммуникабельности. И, в конце концов, это просто интересно детям! Современные пальчиковые игры в стихах понравятся и учителям, и родителям, и ученикам.

Задачи пальчиковой гимнастики

Задачами упражнений пальчиковой гимнастики для мозга являются:

  • восстановление организма;
  • активация нервной системы;
  • разрядка и минимизация стресса;
  • и повышение энергии.

Используя эти упражнения, можно улучшить следующие навыки:

  • чтение;
  • речь;
  • рисование;
  • письмо;
  • подвижность;
  • зрение;
  • слух;
  • память;
  • концентрацию;
  • планирование времени;
  • организационные навыки;
  • художественные способности.

Принцип действия пальчиковой гимнастики

Все упражнения пальчиковой гимнастики связаны с подавлением стресса. Стресс часто является главной причиной отставаний в обучении. Он также ослабляет организм. Пальчиковая гимнастика для мозга формирует привычку позитивного мышления. Этому способствуют так называемые упражнения, углубляющие и балансирующие эмоции в плане положительного отношения.

Метод заключается в интеграции ума и тела с помощью организованных движений. Основана эта гимнастика на трёх простых принципах:

  • необходимо изучать естественные способности и заниматься приятными сферами деятельности, которые индивидуальны для каждого человека;
  • в человеческом организме скрыты блокировки, которые мешают учиться и приобретать новые навыки;
  • необходимо правильно распознать блокировки, которые могут быть удалены (при условии правильно проводимых упражнений).

Также важным является интеграция обоих полушарий головного мозга, каждое из которых отвечает за свои задачи и функции.

Правое полушарие мозга отвечает за:

  • чувства;
  • мимику;
  • обучение;
  • долгосрочная память;
  • восприятие;
  • художественные способности.

Левое полушарие мозга (логическое) отвечает за:

  • мысли;
  • анализ;
  • сопоставление фактов;
  • восприятие (ощущение) времени;
  • контроль над словами;
  • словесное общение;
  • центр речи;
  • упорядочение реальности;
  • слух;
  • краткосрочную память.

Благодаря совместной работе обоих полушарий мозга можно легче усваивать новые знания и навыки.

Упражнения для головного мозга

Упражнение 1 — Разноцветный текст

Посмотрите на разноцветный текст, представленный ниже. Как вы видите, он состоит из перечня цветов, но слова не соответствуют действительности. Ваша задача заключается в том, чтобы называть вслух цвет, которым написан текст. Как только вы дойдете до конца, задание стоит повторить, но уже с конца списка.

По началу данное упражнение будет даваться с трудом. Затруднения возникают по причине того, что за восприятие текста и цвета отвечают разные полушария головного мозга.

Упражнения для головного мозга

Польза упражнения для ума

Помогает сформировать новые связи между полушариями, улучшает концентрацию и внимательность. К тому же, упражнение служит эффективной профилактикой болезни Альцгеймера.

Упражнение 2 — Таблица Шульте

Найдите число 19. Сконцентрируйте на нем свое внимание на некоторое время. После этого оторвите от нее взгляд, и начинайте находить числа от 1 по возрастающей.

Для регулярного выполнения этого упражнения для развития ума, рекомендуется самостоятельно рисовать таблицу, а числа ставить в любом порядке.

Польза упражнения для ума и памяти

Упражнения для головного мозга

Повышает вашу скорость восприятия поступающей информации, и ее обработки. Также оно способствует развитию периферийного зрения.

Упражнение 3 — Знаки пальцами

Сложите пальцы на правой руке в знак «мир», на левой — «ок». Ваша задача заключается в том, чтобы одновременно менять положение пальцев на обеих руках. То есть на правой был «мир» — стал «ок», на левой — был «ок» — стал «мир». Повторяйте упражнение 10 – 15 раз.

Чтобы немного облегчить ситуацию, начинайте выполнять упражнение не спеша, постепенно ускоряясь.

Польза упражнения для ума

Включает одновременное взаимодействие правого и левого полушария, повышает способность быстро переключаться с одной задачи на другую, а также тренирует внимательность.

Упражнения для головного мозга

Упражнение 4 — Синхронное письмо

Это упражнение по своему принципу схоже с предыдущим.

Возьмите 2 листа бумаги и 2 карандаша (или 2 ручки). Одновременно рисуйте различные фигуры. Можно писать слова, но чтобы они были одинаковы по количеству символов.

Польза упражнения для ума

Помогает справляться с решением сразу нескольких задач, стимулирует одновременную работу правого и левого полушария.

Для получения быстрого и положительного эффекта уделяйте представленным упражнениям для ума и памяти 20 – 30 мин 2 – 3 раза в день. Выполнять их стоит до тех пор, пока они не дойдут до автоматического исполнения. Как только они стали даваться вам с легкостью, переходите к другим задачкам. Рекомендуем ознакомиться со статьей «Синхронизация полушарий головного мозга» и методом «Ключ» Хасая Алиева. Кроме того, стоит уделить должное внимание своему рациону питания, если хотите сохранить память и трезвый ум долгие годы.

Упражнения для головного мозга

А вы тренируете свой мозг? Каким способом? 🙂

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Помощь мозгу

Упражнения пальчиковой гимнастики просты, но при этом позволяют буквально реанимировать мозг довольно быстро. С их помощью можно синхронизировать оба полушария, развить координацию, мелкую моторику и внимание. «На физиологическом уровне роль пальчиковых упражнений заключается в синхронизации работы правого и левого полушарий мозга, что способствует памяти и внимательности. С возрастом происходит ослабление функций мозга, поэтому людям старшего поколения особенно необходимо тренировать мелкую моторику, разрабатывать суставы, возвращать ловкость рукам», — говорит Лариса Сорокина.

Главным плюсом такого рода занятий является простота их выполнения. «Время занятий пальчиковой гимнастикой не особо принципиально, она отнимет не более 5 минут. Ее можно делать утром в качестве зарядки, днем во время перерыва или вечером перед сном. Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях», — отмечает спортивный врач. При этом, как отмечают специалисты, эти пять минут заряжают человека бодростью и интеллектуальным тонусом минут на 40 сразу. И главный бонус — никаких негативных последствий от такой гимнастики не будет.

Помощь мозгу

Эффективность столь простого метода объясняется на биологическом уровне: большая часть мозга управляет именно мелкой моторикой. Разного рода сложные задачи, с которыми приходится сталкиваться человеку каждый день, способны перегрузить мозг очень сильно. При этом возникает ситуация, когда нарушается отток крови от мозга к мышцам. Если же заниматься пальчиковой гимнастикой, из-за сосредоточенности на процессе усиливаются глубина дыхания и приток крови.

Гимнастику также называют способом переключиться с задачи на задачу: такие рекомендации специалисты дают регулярно, чтобы человек не перегорел и не перекипел. И поработать с руками будет гораздо продуктивнее, чем просто 10 минут просидеть в телефоне или посидеть бесцельно на диване. В момент занятий помните и о том, что в этот период у вас активно формируются новые нейронные связи. Держим в уме. 12 простых способов остановить деградацию мозга Подробнее

Методика Машталь

Детский психолог Ольга Машталь посвятила целую книгу совершенствованию внимания у детей. Книга представляет собой практическое пособие, рассчитанное на методистов, педагогов, детских психологов и родителей.

Все содержащиеся в ней задания, игры, тесты, упражнения ориентированы на развитие мышления, памяти, внимания, закрепления навыков, полученных в процессе обучения. Приведённые в книге задания, а их более тысячи, можно применять для коллективных занятий класса и индивидуальных занятий в домашних условиях.

Приёмы и методики, используемые для развития памяти ребёнка с ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) у ребёнка – это приостанавление скорости формирования психики, выражающееся в неудовлетворительном количестве знаний, доминировании игровых интересов, стремительному пресыщению при умственной работе.

Одна из главных причин сложностей в обучении и проблем с успеваемостью у детей 7–9 лет с ЗПР – снижение памяти. Дети с ЗПР недостаточно хорошо запоминают условия задачи или тексты. Совершенствование памяти у учеников первого – второго класса заключается в вырабатывании способов запоминания информации. Без работы педагога класса эти способы сформируются бессознательно, что приведёт к трудностям с учёбой после перехода в 5–6 класс и у подростков.

Лучшие приёмы тренировки памяти у учащихся младших классов с ЗПР – преподносить задания в игровой форме.

Упражнение 1

Запоминание и воссоздание зрительных образов.

  • Попросить ребёнка изобразить автомобиль. Вначале рисунок будет простым, со временем его нужно усложнять дополнительными деталями (зеркала, фары и т. п.).
  • Дать задание нарисовать радость, печаль и любой другой непредметный образ.
  • Дать ребёнку рассмотреть рисунок в течение 30 секунд, затем он должен нарисовать его по памяти.

Упражнение 2

  • Предложить ребёнку список слов и попросить разбить его на группы по какому-нибудь признаку.
  • Попросить сочинить историю, объединяющую слова группы.

Упражнение 3

Дать ребёнку пары слов, абсолютно не связанные между собой, попросить сочинить из них предложение, связывающее их. Например, «собака – чай» и «Собака не пьёт чай».

Все упражнения для детей с ЗПР строятся на необходимости развития ассоциативного мышления, которое обуславливает хорошую память. Дети с ЗПР отличаются инертностью и не эмоциональностью, пассивны, не проявляют активной вовлечённости в действия с игрушками или предметами.

При работе со школьниками с ЗПР важно непрерывно вызывать положительные эмоции к рекомендуемой учителем класса деятельности. Если ребёнку с ЗПР будет интересно – результаты выполненного задания приятно удивят.

Для коррекции отставания у дошколят с ЗПР используются специальные факультативные курсы, приёмы и методики, обеспечивающие подготовку к школе.

Приёмы привлечения внимания школьников 7–9 лет во время занятий

Младшие школьники склонны часто отвлекаться на уроках, так как в этом возрасте легко появляется непроизвольное внимание по отношению к посторонним объектам. В дополнении к этому устойчивость произвольного внимания непродолжительна. При выполнении пятого по счёту задания дети склонны отвлекаться, даже если на проделывание упражнений отводится не больше 10 минут. По этой причине нужно знать приёмы привлечения внимания учеников 7–9 лет:

  • Нестандартное начало урока.
  • Изменять привычный тон, темп и громкость голоса, давая задания детям.
  • Использовать провокации.
  • Перевоплощаться в популярного героя.
  • Проводить уроки нестандартно в форме путешествия, игры, концерта.
  • Выбирать задания с элементами соревнования (кто быстрее, кто лучше).
  • Использовать проблемные вопросы (если у куста срезать все веточки, кроме одной, он станет деревом?).
  • Применять проблемные задания. Например, найти отличия в срезах капусты и луковицы.
  • Яркие наглядные пособия.

Употребляя приёмы привлечения внимания во время занятий с детьми 7–9 лет, педагог добьется максимальной результативности работы учеников.

Что попить ребенку для улучшения памяти и внимания: препараты и таблетки

Выше было сказано, что для улучшения деятельности мозга лучше всего обратиться к врачу, так как он сможет диагностировать болезнь и найти корень заболевания.

Однако если скорость угнетения мозговой активности достаточно низкая и скорее связана с внешними факторами (усталость, стресс, недосыпание и прочие), то можно самостоятельно подобрать не слишком мощные средства, исходя из нескольких критериев:

  • возраст;
  • побочные эффекты от препаратов;
  • эффективность;
  • цена.

Препараты, которые продаются в свободной форме

Большинство серьезных препаратов для улучшения работы мозга продаются исключительно по рецептам, однако, есть ряд весьма эффективных и безопасных средств, которые можно просто купить в аптеке.

  1. Глицин. Один из самых популярных препаратов в России. Применяется при стрессах, повышенной нервной возбудимости, а также для улучшения сна. Его задача – повышение активности серого вещества. Распространен среди студентов, иногда дают школьникам старших классов. Препарат не имеет физических или психических побочных эффектов. Принимается по одной таблетке три раза в день.
  2. Витрум Мемори. Средство рекомендовано при снижении способности к концентрации внимания и ухудшении памяти. Препарат выполняет сразу несколько функций – улучшает кровообращение в отделах головного мозга, препятствует гипоксии и в целом помогает снабжать головной мозг необходимым количеством кислорода. Рекомендованные нормы приема – по одной таблетке два раза в день на протяжении трех месяцев. Из побочных эффектов возможны головные боли, аллергия в виде раздражения на коже.
  3. Ундевит. Комплекс витаминов, рекомендован пожилым людям, а также в период выздоровления после болезни. Принимать витамины следует по одному — два драже в день на протяжении месяца.
  4. Аминалон. Способствует стабилизации нервных процессов, улучшает метаболизм, помогает выводить вредные вещества и токсины из крови. Рекомендован людям с сахарным диабетом и тем, кто перенес черепно-мозговую травму. Рекомендованные дозы зависят от возраста пациента. Есть побочные эффекты, поэтому следует строго соблюдать дозировку и использовать лекарство после консультации врача под его наблюдением.
  5. Билобил. Успокоительное средство, хорошо помогает при нервных расстройствах, нарушениях сна, навязчивых состояниях. Способствует насыщению кислородом периферийных отделов головного мозга. Дозировка – одна капсула три раза в день не менее трех месяцев.

Прокачка мозга без медицинских препаратов

Для улучшения работы мозга первым делом следует привести в порядок образ жизни

Важно высыпаться, соблюдать режим дня, правильно питаться не менее трех раз в день. Кроме того, следует ограничить потребление спиртного, кофе, а также отказаться от курения

Злоупотребление алкогольными напитками очень пагубно сказывается на интеллектуальной деятельности. Алкоголь влияет на сосуды головного мозга и может вызывать их спазмы, что приводит к оттоку крови из мозга

Результат пристрастия к спиртному – ухудшение памяти, неспособность концентрироваться и долго удерживать внимание

Полезные продукты для мозга

Для улучшения мозговой деятельности рекомендуется употреблять продукты, богатые витаминами, микроэлементами, жирными кислотами и сложными углеводами.

Примером таких продуктов могут служить картофель, яйца, крупы, черника, орехи, семечки, морская капуста, авокадо, арахисовое масло. Полезно пить зеленый чай.

Все эти продукты содержат много полезных микроэлементов, но для их получения не обязательно составлять рацион только вышеназванной еды.

Достаточно ввести в меню раз в день один из предложенных вариантов, и это благотворно скажется не только на умственной деятельности, но и общем состоянии организма.

Народные и домашние методы

Народная медицина до сих пор применяется в некоторых методиках лечения, но только как вспомогательное средство. Ни в коем случае нельзя полагаться на стопроцентный результат и нужно применять народные методы только под строгим контролем врача, тем более при лечении амнезии.

Разрешенные и запрещенные продукты

Вода , один из наиболее важных продуктов для хорошей памяти

Мозг человека на 80% состоит из воды, поэтому ее дефицит сразу сказывается на способности запоминать, ухудшает внимание

Брусника, калина, изюм и грецкий орех укрепляют мозговые клетки, способствуют развитию памяти. Жирная рыба препятствует образованию тромбов, осуществляет улучшение мозгового кровообращения.

Ананас , кладезь полезных для мозга витаминов и элементов. Стакан ананасового сока раз в 3-4 дня способствует укреплению памяти. Также укрепляют память огуречный, свекольный, абрикосовый и грейпфрутовый соки.

Включение в рацион бергамота значительно поможет улучшить внимание, память, справится со стрессом и в целом избавиться от негативного состояния

Почему человек часто отвлекается

Психология считает внимание одним из важных процессов психики. Оно сопровождает деятельность человека, являясь основой успеха во всем. Без него невозможны правильное восприятие окружающего мира, анализ и синтез знаний о предметах, объектах. Поэтому необходимо развивать свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и сосредоточенность.

Осознав, что внимательность – это жизненно важное качество, многие начинают искать причины, почему не получается сосредоточиться на каком-либо деле, хотя проявляется максимум усилий. Специалистами выделены причины, влияющие на качество концентрации. К наиболее распространенным относят:

  • низкую мотивацию, т.е. степень заинтересованности человека в объекте;
  • усталость, перенапряжение нервной системы – расстройство наиболее характерно для трудоголиков;
  • возрастные заболевания, когда у человека возникают мозговые расстройства;
  • рассеянность как качество личности, неумение придавать значение главному, при этом оговариваются особенности рассеянности известных ученых.

К сведению. Многие причины невнимательности устранимы, если вникнуть в них и дополнить приятными моментами: подумать о вознаграждении за неинтересную работу, научиться расслабляться в перерывах в работе, бороться со старческим расстройством творчеством, чтением книг.

Внимательность можно быстро улучшать, если предпринимать определенные усилия и воспользоваться советами профессионалов.

Читайте также:  Вестибулярно атактический синдром: помощь и профилактика