СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) у подростков

Синдром СДВГ у детей что это такое? Ребенок нервный, беспокойный, который ни минуты не может посидеть, увлекшись интересной игрой. Настроение его прыгает, малыша невозможно угомонить — тут же начинаются громкий плач и истерика. Налицо признаки СДВГ – синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Определение

Суть заболевания заключена в самом термине – характерными нарушениями являются снижение внимания и гиперактивность у ребенка. В последующем такие проявления опасны в плане развития нарушений обучения, девиантного поведения, снижения качества жизни. Патология относится к этиологически гетерогенной патологии, то есть причины СДВГ могут быть различны.

СДВГ расшифровывается как синдром дефицита внимания с гиперактивностью. В связи с этим термин «синдром СДВГ» неприменим.

Первые признаки СДВГ, как правило, возникают у детей старше 5 лет. Хотя изначально может иметь место субклиническая стадия заболевания с манифестацией в более позднем возрасте. Существует теория, согласно которой СДВГ, дебютируя в детстве, не купируется впоследствии, а лишь претерпевает ряд изменений. Коррекция состояния может повлиять только на количественную и качественную трансформации. Действительно, существуют некоторые отличия объективных проявлений СДВГ у детей разных возрастных групп. У дошкольников и учащихся начальной школы преобладают гиперактивность и агрессивность в общении с окружающими. Для подростков более характерными считаются дефицит внимания, тревожно-фобические расстройства, вызывающее поведение. 

Как родителям определить СДВГ у ребенка?

Причины развития СДВГ у детей:

  • наследственность;
  • тяжелая беременность матери;
  • наличие тяжелых хронических заболеваний у ребенка;
  • перенесенные в младенчестве или раннем детстве  опасные инфекционные заболевания.

Третья часть детей с данным диагнозом «перерастают» это состояние.  Достоверно определить СДВГ у ребенка может только специалист (психиатр, психолог или невропатолог) с помощью специальных методик. Однако только родители (или педагоги) могут обратить внимание на нетипичное поведение ребенка и придать этому серьезное значение.

До момента достижения 3-5 лет родители редко могут самостоятельно определить нарушения концентрации или чрезмерную активность у ребенка. Начиная с момента посещения детского сада, родители (или воспитатели) могут заметить у ребенка сложности с концентрацией внимания.

Особенности поведения детей с СДВГ:

  • Детям с СДВГ трудно играть в развивающие или логические игры, концентрировать внимание на задании.
  • Ребенок с СДВГ не в состоянии начать задачу и довести ее до конца, он часто начинает задачи и бросает их, переключаясь на что-либо другое.
  • Проявлениями гиперактивности  у детей являются частые активные движения ребенка. Он не может спокойно сидеть на месте, а стремится встать и куда-то уйти или убежать. Ему трудно тихо играть и вести себя спокойно.
  •  Импульсивный ребенок не может спокойно дождаться своей очереди, перебивает других и не дает им сказать свою мысль до конца, выкрикивает на уроках, вмешивается в занятия других детей, много разговаривает не по делу. Проявления импульсивности у детей более четко заметны в позднем дошкольном или раннем школьном возрасте.

Синдром СДВГ у детей

Диагноз СДВГ нередко ставят детям, достигшим четырехлетнего возраста. Больший процент страдающих от синдрома дефицита внимания и гиперактивности – мальчики. «Невозможный ребенок» – так часто говорят про ребенка чересчур активного, не способного ни сконцентрироваться на чем-то, ни выполнить задание без психического взрыва. А ребенок просто болен, ему нужна помощь, причем немедленно.

ЗОЖ для детей дошкольного возраста

Синдром СДВГ у детей

Что это такое

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это серьезное нарушение в работе нервной системы. Нередко причиной возникновения этого заболевания у ребенка становится железодефицитная анемия у матери на первых месяцах беременности. По мнению шведских врачей, недостаток качественного питания матери приводит к таким негативным последствиям – мозг и нервная система плода развиваются не должным образом, в итоге ребенок получает СДВГ.

Пока малыш слишком мал, диагноз поставить трудно, но опытный специалист может установить СДВГ на ранних фазах.

Синдром СДВГ у детей

Ребенку с синдромом дефицита внимания и гиперактивности невозможно спокойно сидеть, ему постоянно нужно быть в действии. Это объясняется особенностью его мозга – он постоянно должен получать питательные вещества, а эти вещества могут поступать в мозг, только когда ребенок двигается. Только в движении ребенок может мыслить, думать. В пассивном состоянии находиться малыш не может.

Читайте также:  Вытяжение позвоночника в домашних условиях

Симптомы

По мнению специалистов, симптомами СДВГ являются следующие:

Синдром СДВГ у детей
  1. Неустойчивость концентрации внимания, спонтанность в действиях;
  2. Усвоение получаемой информации с огромным трудом, для этого нужны многократные повторения материала. Поэтому часто такие дети плохо говорят и выговаривают буквы, плохо отвечают урок, за что получают ярлык умственно отсталого;
  3. Неусидчивость, непомерная суетливость;
  4. Моторика быстрая и неосознанная;
  5. Задержка развития из-за трудностей в усвоении информации;
  6. Невозможность выполнять монотонные задания;
  7. Боязнь большого количества заданий;
  8. Слабая память;
  9. Плохая ориентация во времени;
  10. Чрезмерная эмоциональность и импульсивность.

ПДД для детей дошкольного возраста

Признаки

Первичные симптомы проявляются уже у малышей грудного возраста. Ребенка, имеющего СДВГ, характеризуют следующие признаки:

Признаки
  • его двигательная активность повышенная;
  • движения приобретают хаотичную форму;
  • задерживается речевое развитие;
  • проявляется неуклюжесть;
  • неусидчивость;
  • невнимательность
  • расторможенность;
  • импульсивность;
  • страхи;
  • головные боли;
  • не сохранение необходимой информации в памяти;
  • навыки планирования и организации нарушены;
  • тяжело устанавливать и использовать такие ориентиры в поведении, как стратегический выбор и мониторинг целей и задач;
  • неспособность контроля эмоций;
  • невозможность эффективно и быстро перейти с одного умственного занятия на другое.

Причины

Основная причина развития дефицита внимания у подростков с признаками гиперактивности – это органические изменения в головном мозге. При этом недуге отмечается отставание в темпах созревания префронтальной коры и базальных ядер головного мозга. Причинами этого могут быть:

  • наследственный фактор;
  • употребление матерью во время беременности алкоголя и психотропных веществ;
  • дефицит витаминов в рационе женщины во время беременности;
  • преждевременные или стремительные роды;
  • родовые травмы и падения ребенка в раннем постнатальном периоде;
  • инфекционные заболевания малыша в период младенчества;
  • слабое развитие познавательного интереса и когнитивных процессов;
  • повышенная личностная тревожность, склонность к истеричным реакциям;
  • психические отклонения и психиатрические диагнозы;
  • депрессивные наклонности личности.

Причины и классификация СДВГ

В этионатогенезе СДВГ наибольшую роль играют три группы факторов, которые могут проявляться во взаимодействии:

  • генетический фактор;
  • морфофункциональное повреждение головного мозга в перинатальном периоде развития и раннем возрасте;
  • психосоциальные факторы.

Следует отметить, что указанные факторы могут реализовываться во взаимодействии, усиливая друг друга.

Генетический фактор. Роль генетических механизмов в формировании СДВГ установлена в исследованиях Дж. Стивенсона, Д. Бедермана, С. Барра и других. Наличие симптоматики СДВГ у родителей детей с гиперактивными расстройствами подтверждают значимость наследственных факторов [3].

Повреждения в перинатальном периоде. Недоношенность или переношенность плода, гестозы, угроза прерывания беременности, курение и употребление матерью во время беременности алкоголя, перенесенные ею в этот период физические и эмоциональные травмы и прочие факторы, приводящие к морфологическим и функциональным повреждениям головного мозга ребенка повышают риск появления у него проблем в поведении, трудностей в обучении, гиперактивности, эмоциональных нарушений [4].

Психосоциальные факторы. В числе социальных факторов, способствующих развитию СДВГ, наиболее значимыми являются педагогическая запущенность, разносторонняя депривация, неадекватные стили воспитания, неблагоприятный социально-психологический климат в семье, низкий уровень образования родителей, семейный алкоголизм [5].

  • [1] Международная классификация болезней (10-й пересмотр)
  • [2] Кучма В. Р., Платонова Л. Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России — распространенность, факторы риска и профилактика. М., 1997
  • [3] См.: Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М., 1986. Кучма В. Р., Брязгунов И. Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (Вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). М., 1994
  • [4] Барашнев Ю. И. Истоки и последствия минимальных мозговых дисфункций у новорожденных и детей раннего возраста // Акушерия и гинекология. 1994. № 2; Халецкая О. В., Трошин В. Д. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте. Н. Новгород, 1995
  • [5] Завадепко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М., 2005; Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гииерактивностью. СПб., 2008
Читайте также:  Опухоли головного мозга у детей

Диагностика СДВГ

Для постановки диагноза должны быть подтверждены все три группы симптомов (таблица выше), в том числе не менее 6 проявлений невнимательности, не менее 3 — гиперактивности, хотя бы 1 – импульсивность.

СДВГ необходимо разграничивать с широким кругом состояний, сходных с ним лишь по внешним проявлениям, но существенно отличающихся как по причинам, так и методам коррекции. К их числу относятся:

— индивидуальные особенности личности и темперамента: характеристики поведения активных детей не выходят за границы возрастной нормы, уровень развития высших психических функций хороший;

— тревожные расстройства: особенности поведения ребенка связаны с действием психотравмирующих факторов;

— последствия перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, интоксикации;

— астенический синдром при соматических заболеваниях;

— специфические расстройства развития школьных навыков: дислексия, дисграфия, дискалькулия;

— эндокринные заболевания (патология щитовидной железы, сахарный диабет);

— сенсоневральная тугоухость;

— эпилепсия (абсансные формы; симптоматические, локально обусловленные формы; побочные эффекты противо-эпилептической терапии);

— наследственные синдромы: Туретта, Вильямса, Смита-Мажениса, Беквита-Видемана, ломкой Х-хромосомы;

— психические расстройства: аутизм, аффективные расстройства (настроения), умственная отсталость, шизофрения.

Кроме того, диагностика СДВГ должна строиться с учетом своеобразной возрастной динамики этого состояния.

Лечение СДВГ

Лечение СДВГ должно быть направлено не только на контроль и редукцию основных проявлений расстройства, но также на решение других важным задач: улучшение функционирования пациента в различных сферах и его наиболее полная реализация как личности, появление собственных достижений, улучшение самооценки, нормализация обстановки вокруг него, в том числе внутри семьи, формирование и укрепление навыков общения и контактов с окружающими людьми, признание окружающими и повышение удовлетворенности своей жизнью. Наиболее эффективной при СДВГ является комплексная помощь, при которой объединяются усилия врачей, психологов, педагогов, работающих с ребенком, и его семьи.

Коррекция СДВГ должна быть «мультимодальной» и включать комплекс методик:

  1. 1. Коррекция двигательной активности (плаванье, лыжи, велосипед, водный и пеший туризм). Следует избегать игр с выраженным эмоциональным компонентом (соревнования, показательные выступления).

  2. 2. Психолого-педагогическая коррекция — просветительская работа с учителями, коррекция плана школьного обучения — через особую — подачу учебного материала и создание такой атмосферы на уроке, которая максимально повышает возможности успешного обучения детей;психотерапия детей и подростков с СДВГ, преодоление трудностей, формирование навыков эффективного общения у детей с СДВГ в ходе специальных коррекционных занятий;

  3. 3. Семейная психотерапия : помощь семье ребенка с СДВГ — приемы семейной и поведенческой терапии, обеспечивающие лучшее взаимодействие в семьях детей, страдающих СДВГ; выработка у родителей навыков воспитания детей с СДВГ, включая программы тренинга родителей;

  4. 4. Лекарственная терапия назначается в тех случаях, когда нарушения когнитивных функций и проблемы поведения не могут быть преодолены с помощью психолого-педагогических методов.

Диагностика

Ультразвуковая допплерография

Диагностирование заболевания не подтверждается на каком-либо специальном оборудовании, а осуществляется за счёт наблюдения за поведением ребёнка, за его развитием и умственными способностями. Диагноз устанавливается квалифицированным врачом, который принимает во внимание все сведения от родителей, педагогов и сверстников.

Диагностирование СДВГ осуществляется с помощью следующих методик:

  1. Сбор информации о ребёнке по поводу обращения к врачу.
  2. Исследование дофаминового обмена.
  3. Для выявления диагноза доктор может назначить прохождение ультразвуковой допплерографии, ЭЭГ и видео-ЭЭГ.
  4. Проводится неврологический осмотр, на котором не исключено применение методики NESS.
  5. Генетическое обследование родителей для выявления причин заболевания.
  6. МРТ. Полное исследование человека покажет и прочие отклонения, которые, возможно, могли повлиять на провоцирование недуга.
  7. Не исключается проведение методов нейропсихологического тестирования для детей школьного и старших возрастов.

На основании всех этих проведённых методик предварительный диагноз СДВ и гиперчувствительность либо подтверждается, либо опровергается.

Терапия СДВГ с помощью метода Томатис

Томатис называют методом нейросенсорной стимуляции. И слово «стимуляция» иногда настораживает родителей гиперактивных детей. Можно подумать: зачем дополнительно стимулировать и так чрезмерно возбудимого ребенка? Давайте разберемся, как работает Томатис именно в случае СДВГ у детей.

При гиперактивности есть проблема недостатка энергии для лобных отделов коры головного мозга (поэтому у ребенка с СДВГ снижен самоконтроль поведения). Энергию в мозге «производит» лимбическая система, одним из центральных звеньев которой является так называемая миндалина (amigdala). Повышенная двигательная активность детей с СДВГ как раз и является попыткой организма компенсировать недостаток энергии в ЦНС. То есть постоянное внешнее движение ребенка – это способ самостимуляции.

Читайте также:  Если ноги сводит судорогой причины и лечение

Дефицит внимания также связан с незрелостью связей в мозге и проблемами лимбической системы. Мозг «не может расставить приоритеты»: что в данный момент важно, а что нет, на что стоит обращать внимание, а что следует оставить «фоном». Поэтому все стимулы равнозначны, а это также приводит к лишним энергозатратам и трудностям обработки информации.

Задача занятий Tomatis – дать необходимую энергию мозгу, помочь дозреть связям лимбической системы и лобных долей. Если мозг получит нужную энергию и «научится» выделять из окружающей среды важное и второстепенное, отпадет необходимость в постоянных хаотических движениях.

Томатис воздействует на мозг опосредованно, с помощью воздействия звуковыми волнами на среднее и внутреннее ухо. Миндалина (вход в лимбическую систему и важнейший ее компонент) имеет тесные связи с внутренним ухом. Именно поэтому аудио-психо-фонология (это еще одно название данной методики Альфреда Томатиса) так эффективна для коррекции нарушений, связанных с подкорковыми отделами мозга.

Метод Томатис оказывает необходимое стимулирующее воздействие на подкорковые и корковые мозговые отделы, являющиеся недозрелыми или пораженными у детей с гиперактивностью и дефицитом внимания. В ходе терапевтических сессий мягко активируются все мозговые структуры, которые непосредственно задействованы в регуляции поведения и внимания. Дозревают в том числе и нейронные связи между лобными долями и подкорковыми структурами, которые недостаточно развиты у детей с СДВГ.

После 2-3 курсов Томатис нервная система получает необходимое количество стимуляции, благодаря которому происходит физическое расслабление, уменьшение хаотичной активности. При продолжении занятий (в год проводится до 5 сессий с перерывами) симптоматика постепенно отступает, а при успешном течении терапии окончательно исчезает. Мозг ребенка «учится» работать в информационно переполненной среде, сохраняя концентрацию на нужных стимулах (например, выполнять задание в большом шумном классе). Улучшается внимание, эмоциональная регуляция, снижается возбудимость и нормализуется двигательная активность. Повышается обучаемость, улучшается поведение и адаптационный потенциал.

Основные симптомы СДВГ

Синдром подразделяется на 3 типа, в зависимости от черты, которая преобладает:

  1. I тип – невнимательный;
  2. II тип — гиперактивно-импульсивный;
  3. III тип – комбинированный.

В чистом виде первые два типа встречаются редко. Наиболее частый вариант — это комбинированный тип с преобладанием одного аспекта.

Чтобы поставить диагноз, из каждого кластера должны наблюдаться как минимум 6 признаков на протяжении полугода.

Основные симптомы СДВГ

Симптомы невнимательности:

  1. сложно концентрировать внимание при выполнении задания или в игре;
  2. много случайных ошибок, пропускает мимо важные детали;
  3. не может закончить уроки или свои обязанности по дому (тут нужно исключить сознательное непослушание и непонимание задачи);
  4. постоянно отвлекается на посторонние стимулы;
  5. кажется, что ребёнок не слушает, если к нему обращаются;
  6. сложно самому организовать выполнение заданий;
  7. рассеян в бытовых и привычных ситуациях;
  8. оттягивает время, чтобы не садиться за уроки, когда его ждет длительная умственная работа (то, что у взрослых называют прокрастинацией);
  9. часто теряет свои вещи.

Симптомы гиперактивности:

  1. болтливость;
  2. подрывается со стула во время уроков в школе, дополнительных занятий и в других ситуациях, в которых нужно было сидеть на месте;
  3. постоянно находится в движении;
  4. бегает и лазит там, где это запрещено по правилам учреждения или социальными нормами;
  5. если что-то делает, то очень шумно;
  6. ерзает на стуле, нервно дергает руками, ногами.

Симптомы импульсивности:

  1. пристает к другим, мешает им работать или играть;
  2. отвечает не подумав на вопрос, не дождавшись его окончания;
  3. не может спокойно выстоять в очереди.
Основные симптомы СДВГ

СДВГ – это синдром, который мешает нормально развиваться, поэтому имеет сопутствующие нарушения:

  1. обучения (ребенок не справляется с письмом, чтением, счётом, распознаванием символов);
  2. моторики (неспособность безопасно выполнять обычные физические упражнения);
  3. коммуникативные (нарушение экспрессивной речи и фонации, заикание).