Как решается проблема нарушения сна у грудного ребенка

У большинства детей возникает бессонница, новорожденные часто просыпаются в ночное время, начинают громко плакать. Нарушения сна у грудничка негативно воздействует на самочувствие во время бодрствования. Ниже приводится информация о том, как можно справиться с такой проблемой.

Причины возникновения

Специалисты выделяют следующие группы факторов, которые могут спровоцировать поражение центральной нервной системы новорожденных детей, приводящие к вышеуказанному синдрому:

Причины возникновения
  1. Поражения гипоксического характера, вызванные кислородным голоданием в период внутриутробного развития.
  2. Поражения травматического характера, спровоцированные механическими травмами клеток головного и спинного мозга в процессе родовой деятельности и в первые часы жизни малыша.
  3. Токсико-метаболические и дисметаболические факторы, где ключевая роль отводится нарушению метаболических процессов в организме новорожденного, а также повреждениям, вызванным приемом в процессе вынашивания ребенка медикаментов, алкогольных напитков и наркотических веществ.
  4. Дисфункция центральной нервной системы, спровоцированное инфекциями, например, вирусами, бактериями и т.п.

Особенности нервной системы у детей, или с чего все начинается

Формирование нервной системы происходит еще внутриутробно, на 5 неделе беременности закрывается нервная трубка, и образуются зачатки мозга. На 2-3 месяце перенатального развития плод уже совершает локальные движения, а на 3-4 месяце становятся заметны двигательные реакции в конечностях и спине на посторонние раздражители. Это закладка базы под безусловные рефлексы (реакции, которые предусмотрены природой для сохранения жизни). Все они заканчивают свое формирование к моменту рождения и остаются до 1,5-5 месяцев. Среди них такие важные сосательный, хватательный, защитный рефлексы. Позже они сменяются условными рефлексами (реакции на условия).

Ученые выделяют следующие своеобразные особенности развития нервной системы детей первого года жизни:

  • Закрепление условных рефлексов требует длительного повторения, без которого могут быстро исчезнуть
  • Нервная система малышей очень легко возбудима, что не может не отразится на поведении
  • Маленькие дети не ощущают времени, они активны и непоседливы
  • Слабая концентрация внимания. Ребенок следит или слушает всего несколько минут, только к младшему дошкольному возрасту дети становятся способны концентрировать внимание на 10-15 минут.
Читайте также:  Основные методы диагностики неврологических заболеваний

За правильностью развития нервной системы у детей следит детский врач – педиатр. Также первый год обязательны визиты к невропатологу. Врачи оценивают двигательные навыки, безусловные и условные рефлексы, умения малыша и следят, чтобы развитие ребенка оставалось в пределах нормы.

На что же обращает внимание врач?

  • На пятой неделе ребенок должен уметь фокусировать взгляд. В это же время зарождаются положительные эмоции (реакция на маму).
  • Приблизительно в это же время появляются первые попытки улыбаться, следить за предметами
  • Со стороны слуха малыш должен реагировать на мамин голос и на другие звуки
  • Ребенок должен реагировать также на вкус. Сладкое должно вызывать сосательный рефлекс, а все остальное (горькое, кислое) – выплевывание, гримасы, плач.
  • К середине второго месяца кроха должна пытаться держать голову лежа на животе
  • В 3 месяца реакцией ребенка на обращение должны быть беспорядочные движения конечностей, а при появлении желанного предмета – попытки тянуться и достать его
  • К пяти месяцам ребенок должен уверенно переворачиваться с живота на спину и наоборот
  • В 6 месяцев основная масса крох начинает первые самостоятельные передвижения – ползанье.
  • К 7 месяцам малыш должен стоять с поддержкой за обе ручки, активно ползает, перебирает предметы из руки в руку, стучит ими по столу, кроватке, стенам.
  • В 8 месяцев дети уже должны самостоятельно сидеть, давать ручку по просьбе, самостоятельно ложиться, придерживаясь за  кроватки или стенку.
  • Приблизительно к году кроха может ходить при поддержке за ручку или посторонние предметы

Подробнее о  способностях ребенка читайте в статье  — ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК ПО МЕСЯЦАМ, ТАБЛИЦА

Если у вашего ребенка что-то не получается, то это совсем не значит, что отклонения критичны. Знать особенности развития нервной системы у детей должна каждая мама, это ей поможет вовремя заострить свое внимание на возникших проблемах. Каждый организм индивидуален, но вы обязательно должны обсудить с доктором возможные причины отставания.

Читайте также:  Почему при простуде и при насморке болит голова:

Много интересного вы сможете найти в разделе — РАЗВИТИЕ ПО МЕСЯЦАМ

Ребенок первого года жизни

Нервно-психическое развитие детей до 1 года происходит наиболее быстрыми темпами. Порой кажется, что буквально на глазах ребенок начинает все больше и больше понимать. И если в утробе матери на формирование функций ЦНС влияет главным образом генетика, то после рождения именно среда, условия жизни ребенка определяют, как эти генетические предпосылки будут проявляться. Несмотря на то, что малыш рождается лишь с набором безусловных рефлексов, спустя всего 30 дней он обзаводится некоторыми условными, в 3 месяца уже развивается функция анализа. На этом этапе малыш достаточно быстро обзаводится привычками, поведенческими навыками, которые будут сопровождать его до старости.

Ребенок первого года жизни

Симптомы

Заметить у ребёнка невроз могут родители и учителя без специальных диагностических методик. Симптомы отличаются яркими проявлениями.

Психические признаки:

  • постоянно плохое, удручённое состояние вплоть до отчаяния;
  • нерешительность;
  • нежелание общаться с другими, социальная изоляция, стремление к одиночеству;
  • заниженная или завышенная самооценка;
  • повышенный уровень тревожности, чувство постоянного страха, развитие фобий, панические атаки, мнительность;
  • раздражительность, капризность;
  • агрессия, конфликтность;
  • плаксивость;
  • зацикленность на психотравме, навязчивые состояния;
  • обидчивость, ранимость.

Помимо этого, можно заметить признаки астении:

  • быстрая утомляемость;
  • снижение работоспособности;
  • ухудшение памяти;
  • невозможность сконцентрировать внимание;
  • временное снижение IQ;
  • нетерпеливость, неусидчивость;
  • повышенная чувствительность к яркому свету, громким звукам, резким перепадам температуры.

Всё это приводит к проблемам с успеваемостью в школе.

Физические признаки:

  • болевые синдромы разной локализации и силы: головные, сердечные, в области живота.
  • головокружение;
  • проблемы с вестибулярным аппаратом: невозможность удержать равновесие;
  • пищевые расстройства, недоедание или чрезмерный аппетит;
  • невротический энурез и энкопрез;
  • бессонница, ночные кошмары, лунатизм;
  • дефекты речи: трудность в подборе слов, заикание.
Читайте также:  Гидроцефалия головного мозга у взрослого сколько живут?

Могут также наблюдаться различные вегетативные нарушения:

  • повышенная потливость;
  • учащённое сердцебиение;
  • скачки давления;
  • диспепсические расстройства;
  • нервный кашель.

У некоторых можно заметить патологические действия невротического характера:

  • онихофагия (грызёт ногти);
  • онанизм или простое подёргивание половых органов (чаще всего мальчики);
  • трихотилломания (выдёргивание волос на голове, ресниц, бровей);
  • ритмичные раскачивания тела.

Особое внимание родители должны уделить жалобам на боль разной локализации. Ребёнок сообщает о том, что у него болит живот, или сердце, или голова, хотя нигде не ударялся, хронических заболеваний не имеет, инфекций не подхватывал. Большинство взрослых склонно игнорировать подобные сетования, объясняя всё детской фантазией и желанием привлечь к себе внимание. На самом деле это может быть один из первых и важных признаков невроза.

Эмоциональная перегрузка

Многие родители говорят, что полгода после рождения малыш спал замечательно, а потом стал просыпаться и часто плакать, ползать. В действительности это нормальный процесс. Начиная с этого возраста, новорожденный постоянно осваивает новую информацию, учится управлять собственным телом, окружающие предметы вызывают у него эмоции.

В ночное время весь опыт анализируется, усваивается, все детали обрабатываются, запоминаются. Поэтому спящий малыш часто ползает, плачет и т.д. Если в дневное время наблюдается бодрость, отсутствие симптомов болезней, значит сон у него хороший, вмешиваться в это состояние нет необходимости.

То же можно утверждать и про вздрагивания малыша в период сна. Родители постоянно пугаются этим явлением, думают, что новорожденный заболел. Подобные процессы происходят в нервной системе во время быстрого сна. Такая фаза возникает однократно или возобновляющимися сокращениями мышечных тканей или тела. Зачастую они возникают в первый период жизни у детей с повышенной возбудимостью или после эмоциональной встряски.

Эмоциональная перегрузка

Часто в ночное время дети всхлипывают, начинают плакать. Все это происходит из-за переизбытка эмоций днем и вечером.

В подобной ситуации лучше пересмотреть детский режим дня, распределяя время для игр и повышенной физической активности, чтобы не возникало перевозбуждение нервных центров.