Амнестическая афазия: причины, симптомы, лечение, коррекция

Термин афазия был предложен еще в 1864 году А.Труссо, происходит от греческой приставки «а», обозначающей отрицание, и слова «phasis», что означает речь. С тех пор прошло много времени, изучены различные варианты нарушения речи (от полного отсутствия до незначительных, незаметных обычному человеку изменений), однако формулировка и по сей день остается именно такой.

Афазия: что это такое, причины, симптомы и лечение, прогноз

Острое нарушение мозгового кровообращения, что в народе называют инсультом, является одним из самых распространенных неврологических заболеваний. Афазия Брока – клиническое проявление инсульта, при котором человек не способен синтезировать речь. Нарушение кровотока – не единственная причина возникновения данного вида афазии, но точно наиболее распространенная.

В этой статье мы разберем, какой механизм возникновения нарушения речи, каковы клинические проявления. Вы узнаете о способах диагностики причин моторной афазии, методах медикаментозной терапии и логопедической коррекции.

Что такое афазия?

Афазия — это состояние, возникающее в результате повреждения областей мозга, ответственных за выработку и понимание языка. Наиболее очевидные признаки афазии — у людей проблемы с речью и письмом. В некоторых случаях людям с афазией также трудно понять устную и письменную речь.

Афазия действительно означает отсутствие языка, и некоторые люди используют термин дисфазия, которая означает ненормальный язык у людей, у которых сохранились некоторые языковые навыки. От термина «дисфазия» все чаще отказываются, поскольку его слишком легко спутать со словом «дисфагия», что означает нарушение глотания.

Общие причины повреждения головного мозга, которые могут вызвать афазию, включают:

  • инсульт, который считается наиболее распространенной причиной, так как около 1 из 3 человек испытывают некоторую степень афазии после инсульта
  • тяжелая травма головы
  • опухоль головного мозга
  • прогрессирующие неврологические состояния (состояния, со временем вызывающие прогрессирующее повреждение головного мозга и нервной системы, такие как болезнь Альцгеймера)

Механизм развития моторной афазии

В головном мозге находятся две главные зоны, отвечающие за функцию речи. Они получили названия соответственно ученым, открывшим их. Зона, выполняющая функцию синтеза речи, называется Брока. Область, отвечающая за понимание слов, – Вернике.

Эфферентная моторная афазия возникает при очаге в зоне Брока. Она расположена в задних отделах наиболее выступающей вперед части головного мозга – лобной доле. Локализация центра может варьировать, но у большинства людей он находится в задних отделах нижней лобной извилины. Зона непосредственно примыкает к префронтальной извилине, где находится представительство мускулатуры лица.

функция центра Брока – составление последовательных артикуляционных движений на основе закодированных нервных импульсов.

За счет функционирования моторного центра человек составляет грамматически правильные предложения, логично связанные между собой.

Из-за повреждения этой зоны невозможно подавление одних артикуляционных движений и переход на другие. Так возникает эфферентная, или кинетическая, моторная афазия.

При нарушении функции зоны коры головного мозга позади центральной борозды развивается симптом афферентной моторной афазии. То есть повреждается не лобная область, а теменная.

При этом отсутствует нормальное прохождение импульса, сообщающее о положении губ, языка и другой артикуляционной мускулатуры в кору.

Из-за этого нарушается размах, сила и направление артикуляции, что является основой для речи.

Раньше четко разграничивали моторную и сенсорную афазии. Но сейчас пришли к выводу, что эти понятия взаимосвязаны. При афферентной моторной афазии впоследствии может развиваться сенсорное расстройство. Механизм появления этого симптома основан на нарушении восприятия звуков. В итоге это неизбежно влечет за собой непонимание речи в целом.

Типы афазии

Три наиболее распространенных типа афазии:

  1. «Афазия Брока», также называемая «выразительная» или «моторная» афазия
  2. Афазия Вернике, также называемая «рецептивной» или «сенсорной» афазией
  3. Глобальная афазия, которая является комбинацией двух.

Они описаны ниже.

Афазия Брока

Афазия Брока — это то, когда человеку трудно говорить, и ему удается собрать только небольшое количество слов в короткие, прерывистые предложения. Тем не менее, обычно можно понять смысл их речи. Например, человек с афазией Брока может сказать: «Хочешь… кофе… нет… молока». В тяжелых случаях люди могут вообще не иметь никаких полезных слов в речи или могут быть немыми.

Афазия Вернике

Афазия Вернике — это когда человек может говорить нормально и использовать длинные, сложные предложения, но реальные слова, которые они используют, не имеют смысла, или они включают бессмысленные слова в свою речь. Они также не могут понять, что им говорят, или следовать простым командам.

Читайте также:  Какая часть головы болит при повышенном давлении

Многие люди с афазией Вернике часто не знают, что их разговорный язык не имеет смысла для других, и они могут разозлиться или расстроиться из-за отсутствия понимания, проявляющееся другими.

Глобальная афазия

Глобальная афазия является наиболее тяжелой формой болезни. Кто-то с этим заболеванием испытывает трудности со всеми формами общения, включая речь, чтение, письмо, правильное именование предметов или людей и понимание речи других людей.

афазия

Помощь человеку с афазией

Афазия

Виды афазий и их симптомы

  • Эфферентная моторная афазия — речь напоминает телеграфный стиль, грубо нарушаются чтение и письмо.
  • Афферентная моторная афазия — делает сложным поиск отдельной артикуляторной позы, необходимой для произнесения конкретного звука, нарушается понимание разговорной и письменной речи.
  • Акустико-гностическая афазия (сенсорная афазия) — невозможность понять обращенную речь при сохранном слухе, «речевая окрошка», логорея, нарушения письма, чтение сохранно.
  • Акустико-мнестическая афазия — страдает слуховая и речевая память, визуальное представление о предмете, трудно удерживается информация, воспринимаемая слухом, речевая активность повышена.
  • Оптико-мнестическая афазия — страдают зрительная память, понимание читаемого текста, письменные навыки, операции счета.
  • Амнестико-семантическая афазия — забываются названия предметов и явлений, общеупотребительных фраз, возникают трудности с пониманием читаемого текста.
  • Динамическая афазия — снижена словесная активность, при сохранном чтении и письме.

По характеру нарушений речевой функции можно еще и с определенной долей уверенности судить о топике пораженного участка головного мозга, но безотносительно причины при любом виде афазии происходит нарушение речи в целом. При обширных же повреждениях мозга, может формироваться тотальная афазия, когда нарушается способность и говорить, и понимать речь. Довольно часто афазия может иметь смешанный характер.

Классификация форм

Формы афазии отличаются различными анатомическими, психологическими и лингвистическими характеристиками. Также различают моновиды и смешанные типы нарушения. Классификация афазий по Лурия занимает ведущее место в медицине на текущий период времени. А. Р. Лурия является основоположником нейрогенной психологии в России. Согласно классификации, выделяют такие виды расстройств речи: моторный, эфферентный, афферентный, акустико-гностический (мнестический, семантический, мнемический) и динамический.

Таблица с характеристиками патологии по основным видам

Наименование расстройства Локализация Симптомы
Эфферентная моторная афазия Зона Брока Нарушение артикуляции. Больной произносит отдельные звуки, но не соединяет их в слова. При тяжелом течении болезни он общается с помощью жестов и мимики
Афферентная моторная афазия Нижний отдел постцентральной извилины Затруднение произношения звуков
Сенсорная афазия (акустико-гностическая) Задняя треть верхней височной извилины, или зона Вернике Пациенты не способны различать звуки между собой, ухудшение восприятия речи в связи с отклонениями от нормы в процессах анализа и синтеза информации. Не могут произнести сложные слова, речь путанная. Теряют способность чтения вслух и письма, говорят на «своем» языке
Амнестико-семантическая афазия Переднетеменной или задневисочный отдел Ухудшение памяти и, как следствие, сбой в характеристиках предметов, совершении действий
Динамическая афазия Префронтальная область Невозможность правильно высказаться, проблемы с реализацией речи. Пациент общается с помощью обрывков фраз и отдельных слов. В предложениях слова не склоняет по падежам
Амнестическая афазия Теменно-височная область Больной не помнит названия предметов из привычного обихода. Не понимает значения фраз с переносным смыслом. Например, «золотые руки» воспринимается буквально. Могут разговаривать глаголами
Семантическая Теменная доля Пациент поддерживает диалог, выполняет просьбы, но теряется во времени и пространстве. Не понимает смысл предлогов в глаголах, они для него равнозначны. Не в состоянии осмыслить значение пословицы, слов с переносным смыслом

Описание смешанных форм патологии совпадает с их симптомами в отдельности. Для любого типа отклонения характерно нарушение речи.

Причины развития заболевания

При развитии афазии человек теряет возможность выражать свои мысли вербально и понимать чужую речь (как устную, так и письменную). Заболевание весьма опасное, поскольку нарушает привычный ритм жизни человека, не дает возможности вести полноценную жизнь. К основным причинам афазии относится:

Причины развития заболевания
  • Инсульт – нарушение кровообращения в мозге, что нарушает его функционирование, в частности, в области, отвечающей за речь. Клетки отмирают и не могут проводить импульс и выполнять свою привычную «работу».
  • Травмы головы, сотрясение головного мозга.
  • Инфекционное или вирусное поражение мозга (менингит, энцефалит).
  • Развитие опухолевого образование в мозге.
  • Психическое расстройство – слабоумие.
  • Химическое поражение головного мозга.
  • Нарушение работы центральной нервной системы, в том числе болезнь Альцгеймера.
Причины развития заболевания

Причины развития заболевания

Сенсомоторная афазия

При сочетании сенсорной и моторной афазии возникает частичная или полная утрата речи. Такой вариант возможен вследствие травм, опухолей, энцефалита и менингита, после инсульта. Считается наиболее тяжелой формой и с трудом поддается лечению.

Читайте также:  Мозжечковая атаксия: виды, причины, симптомы, лечение

Основные симптомы

Нарушены функции нижней лобной извилины и верхней доли височной области. Больной не может воспринимать и произносить слова, при этом слух сохраняется. Из-за таких симптомов заболевание имеет другое название — акустико-гностическая афазия, которая имеет следующие признаки:

  1. Спонтанная нечленораздельная речь, напоминающая мычание;
  2. Рассеянность и сонливость;
  3. Неспособность сконцентрироваться;
  4. Частичный паралич мышц;
  5. Апатия.

Вызвать серьезные осложнения могут и другие заболевания: повторное кровоизлияние, артериальная гипертония, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет.

Методы лечения

Если у больного сенсорная афазия, лечение будет сложным и длительным. Назначаются упражнения для восстановления речевой функции со врачом-логопедом и препараты, стимулирующие мозговое кровообращение. Если присутствует абсцесс или гематома, будет проведена нейрохирургическая операция. К другим методам относятся иглорефлексотерапия и электрофорез.

Основные лекарства, назначаемые при нарушении речи:

  1. Церебролизин — ноотроп и нейропротектор, ускоряет метаболизм, усиливает нейромодуляцию и обеспечивает нейротрофическую активность. Терапия длится около года.
  2. Вазобрал — комбинированный препарат, содержит кофеин и адреноблокатор. Улучшает мозговое кровообращение, расширяет сосуды, не оказывая влияние на артериальное давление. Средство назначают на 2−3 месяца.
  3. Пиритинол — стимулирует метаболизм, стабилизирует мембраны клеток и защищает нейроны мозга от гипоксии. Является производным витамина B6 (пиридоксина), необходимого для нормального функционирования нервной системы. Терапия после инсульта проводится 3−4 месяца.
  4. Пирацетам — известный ноотроп, производное ГАМК (гамма-аминомасляной кислоты) — важного нейромедиатора. Улучшает обмен веществ и микроциркуляцию, влияет на связи между полушариями. Обычно применяется до полугода.

Прогноз

Реабилитация продолжается около 6 месяцев. При помощи логопеда восстановление речи происходит через 2−3 года. Прогноз зависит от возраста больного и его особенностей. Успех возможен при раннем начале лечения, помощи квалифицированных специалистов и постоянном участии близких. Родственники могут обеспечить дополнительную мотивацию для пациента.

Диагностика афазии

Диагностика, восстановительное лечение и обучение пациентов с афазией проводится командой специалистов неврологов, нейропсихологов, логопедов. Для выяснения непосредственных причин афазии и локализации очага поражения выполняется КТ или МРТ головного мозга, МР-ангиография, УЗДГ сосудов головы и шеи, дуплексное сканирование сосудов головного мозга, люмбальная пункция.

Обследование речи при афазии включает диагностику устной речи (экспрессивной и импрессивной); диагностику письменной речи (списывание, письмо под диктовку, чтение и понимание прочитанного). Нейропсихолог, работающий с больными афазией, проводит диагностику слухоречевой памяти и других модально-специфических форм памяти (зрительной, двигательной), праксиса (орального, мимического, кистевого, пальцевого, сомато-пространственного, динамического), зрительного гнозиса, конструктивно-пространственной деятельности, интеллектуальных процессов.

Проведение комплексной диагностики позволяет дифференцировать афазию от алалии (у детей), дизартрии, тугоухости, УО.

Афазия: причины заболевания, основные симптомы, лечение и профилактика

Нарушение ранее сформированной речевой деятельности, обусловленной частичной либо полной утратой способности понимать обращенную речь либо пользоваться собственной речью.

Причины

Расстройство развивается на фоне органического поражения в головном мозге речевых центров. Развитие афазии чаще всего наблюдается как следствие ишемического либо геморрагического инсультов.

Нарушение может возникнуть вследствие воспалительных заболеваний, травматических повреждений, опухолевых поражений головного мозга, а также хирургического лечения головного мозга или вследствие его хронического прогрессирующего поражения.

К предрасполагающим факторам развития нарушения относятся наследственная предрасположенность, ревматические поражения сердца, гипертоническая болезнь, переходящие дисфункции кровообращения головного мозга с явлениями ишемии, перенесенные ранее травматические поражения головы и пожилой возраст.

Симптомы

Моторная афазия характеризуется развитием перестановки слогов либо отдельных звуков в словах, патологической заменой звуков либо букв в словах, некорректным воспроизведением слов. Речи присущ телеграфный стиль, изменение мелодично-ритмического произношения, совершение продолжительных пауз в разговоре.

Эфферентное моторное расстройство обусловлено нечленораздельным произношением либо полным отсутствие спонтанной речи и развитием речевого эмбола. У пациента может быть сохранена речь, но изменены другие типы спонтанной речи. Также у таких лиц может быть нарушено понимание спонтанной речи, отдельных слов и письменной речи.

Сенсорное расстройство, ассоциировано с изменением слухового восприятия на фоне не измененного слуха. Такие пациенты не способны разобрать чужую речь, а также контролировать свою и постоянно включают в свои высказывания посторонние слова, звуки и слоги.

Читайте также:  Психосоматика заболеваний. Соматоформные расстройства

Акустико-мнестическое расстройство обусловлено невозможностью запоминать информацию, полученную на слух. У таких пациентов снижен объем запоминания, довольно часто они не способны понять смысл обращенной к ним речи и повторить за специалистом выражение из четырех слов.

Для оптико-мнестического нарушения характерно ухудшение зрительной памяти, а также взаимосвязи между зрительным образом объекта и словом. Такие лица испытывают значительные сложности с называнием объектов.

Амнестико-семантическое расстройство проявляется не способностью вспомнить названия объектов, невозможностью понять речевые обороты, метафоры, а также смысл поговорок и крылатых выражений и не возможностью понять прочитанный текст.

При динамическом нарушении при сохранении правильного произношения, а также сохраненной автоматизированной речи, наблюдается расстройство спонтанной речи.

Диагностика

При диагностировании расстройства пациенту может потребоваться проведение компьютерной томографии для определения локализации в головном мозге патологических очагов, ультразвуковая допплерография шейных сосудов, МР-ангиография, проведение люмбальной пункции. При исследовании речи потребуется изучение устной и письменной речи пациента.

Лечение

Схема лечения афазии основывается на медикаментозной терапии и занятий с логопедом. Терапия основного нарушения осуществляется под контролем врача-невролога, с последующей реабилитацией пациента.

Профилактика

Предупреждение развития афазии основывается на профилактике травм мозга, предупреждении развитии либо своевременном лечении его сосудистых поражений, своевременном определении очагов новообразований в головном мозге.

Операция при неизлечимой афазии

Хирургический метод лечения последствий инсульта предполагает непосредственное вмешательство в черепную коробку пациента для проведения реваскуляризации нарушенной речевой зоны. Сегодня такое вмешательство осуществляют посредством экстра-интракраниальной трепанации черепа. Микроанастомоз помогает улучшить кровообращение головного мозга и оптимизировать состояние нервных клеток, возвращая им нормальную функциональность.

При этом стоит отметить, что данная процедура не назначается сразу же после первых проявлений сенсомоторной афазии, поскольку операция сопряжена с немалым риском и далеко не всегда дает положительный результат. Экстра-интракраниальный микроанастомоз рекомендуется, если применение консервативных методов восстановления речи оказались неэффективным.

Симптомы

Не важно, какой образуется тип афазии, в результате любого появляется общее речевое нарушение. Происходит это из-за выпадения любой речевой стороны, которая впоследствии вызывает вторичный распад всей речевой системы

Люди, которые страдают афазией, обладают «телеграфным стилем» речи, то есть в произношении слышатся долговременные паузы, гипофония. Также начинается развитие алексии, аграфии.

Афферентная моторная афазия может проявляться в двух вариантах.

  1. При первом виде наблюдается формирование артикуляционной апраксии, абсолютное исчезновение спонтанной речи, а также появление речевого повторения.
  2. При втором типе происходит развитие проводниковой афазии, присутствие ситуативной речи, нарушения в повторениях и произвольных названиях.

Акустико-гностическая (сенсорная) афазия сопровождается поражением восприятия слуховой информации, когда слуховой аппарат находится в полностью здоровом состоянии. Пациент не способен воспринимать речь других людей, а также наблюдается отсутствие контроля над словесным потоком.

Развитие акустико-мнестической афазии характеризуется неспособностью удерживать в памяти информацию, которая была услышана. При занятиях с логопедом пациент не может повторить следом за специалистом связку, которая состоит из трех-четырех слов.

Амнестико-семантическая афазия проявляется в виде потери памяти на название элементарных предметов. Данная афазия у детей встречается редко, чаще всего наблюдается среди людей пожилого возраста. Нарушается восприятие сложного оборота речи, в том числе отсутствует понимание пословиц или метафор, а также крылатых выражений. Возникает неспособность в понимании текста, который был прочитан.

При развитии динамического типа пациент способен верно произносить только отдельные звуки, короткие фразы и слова.

Коррекция

Для реабилитации номинативной функции при амнестической афазии используют поэтапную актуализацию слова через подсказки, картинки. В процессе выполнения заданий больной снова заполняет память существительными, расширяет ее объем, тренирует мозговую активность.

Задания при амнестической афазии разрабатываются индивидуально, исходя из симптомов расстройства, которые проявляются у конкретного пациента. Их суть заключается в следующем:

  1. Больного необходимо научить вычленять существенные признаки предметов.

Если говорить о яблоке, то пациент должен вспомнить, где оно растет, каково по форме, цвету, размеру, вкусу.

  1. Следующий этап — связать мысленный образ и воспоминания о предмете с лексической оболочкой слова. Так восстанавливаются связи между практическим опытом работы с предметом и его называнием в экспрессивной речи.
  2. Самым сложным этапом является объяснение многозначности слова. Дойти до этого уровня реабилитации возможно, если словарный запас пациента удалось вернуть до нормальных объемов.
  3. После наращивания словарного запаса нужно переходить к тренировке ситуативной речи.